Мужской взгляд на парикмахерские

Мужской взгляд на парикмахерскиеВ эпоху СССР парикмахерские имели два зала — мужской и женский. Соответственно и мастера были мужские и женские. Очень мало было мастеров-универсалов, так как традиция парикмахерского искусства не терпит универсальность в духе унисекс. Я не буду детально пояснять суть женского мастера, так как для нас, мужчин, это малоинтересно. Мужской мастер (цирюльник, брадобрей или барбер) обязан уметь подстригать, брить и оформлять бороду. В целом задача мастера-мужчины — создавать образ и отличное настроение. Тесный физический контакт на грани фамильярности и общие беседы, которые не только сглаживают различные погрешности, но и создают отличное настроение клиенту — вот суть работы мужского мастера. Мало кому известно, но существует старое правило: в отсутствие супруги джентльмен не позволит, чтобы к нему прикасались руки посторонней женщины. Даже доктор и портной, должны быть обязательно мужчинами.

Совет. Никогда не пытайтесь обсуждать с клиентом интимные вопросы. Говорите о машинах, погоде, одежде, охоте, рыбалке или хобби. Старайтесь избегать разговоров о политике, так как эта тема чаще всего выводит из равновесия. Но если уж зашел разговор об этом, то примите сторону клиента.

Так уж вышло, что в мире стали пропагандировать стиль унисекс и нашу страну тоже не обошло стороной это веянье западной моды. Постепенно в парикмахерских стали объединять залы и готовить мастеров-универсалов широкого профиля. Так, мы стали терять традиции парикмахерского искусства и, как следствие, настоящих мужских мастеров.

Но все это, как говорится, давно в прошлом. Сегодня возрождается обучение мужских мастеров, и они уже работают в различных барбершопах и салонах класса премиум и люкс.

В этой статье я затрону в общих чертах типы парикмахерских и немного пройдусь по самим мастерам. Названия салонов и имена мастеров сознательно указывать не стану, дабы не портить им репутацию и избежать различного рода разбирательств.

Парикмахерские можно подразделить на несколько категорий: бюджетные, средний класс, премиум и люкс (эксперт).

Мужской взгляд на парикмахерскиеБюджетные парикмахерские. Как правило, это первый или начальный уровень для мастера, который не может позволить себе обучение в хороших школах парикмахеров. Не все со мной согласятся и могут начать приводить примеры о том, что раньше бюджетные парикмахерские были привязаны к парикмахерским школам. Причина этого была проста — очень низкие цены привлекали клиентов, на которых ученики и тренировались. Нередко клиентов стригли бесплатно. Так, было раньше. Сегодня бюджетная парикмахерская — это обычная частная фирма, которая не привязана к школе и просто зарабатывает благодаря потоку клиентов. В таких парикмахерских поток клиентов всегда будет высок, так как цены на услуги весьма демократичны. С вероятностью в 60-70% качество услуг при этом крайне низкое. Подстригают шаблонно, как научили или кто-то показал. Присутствует процент работников-самоучек, без надлежащего образования. Последнее время в таких салонах преобладают работники азиатского происхождения. Говорить о чистоте и нормах СанПиНа в этом случае, вообще, не стоит. Обычная уборка стриженых волос с пола и не более. Инструмент практически никто не стерилизует после каждого клиента. Полагаю, что этого не делают даже в конце рабочего дня, так как я не замечал наличия надлежащего оборудования или средств для обработки. Стоит отметить, что и рабочим инструментом эти мастера крайне бедны. Часто, это основные ножницы, филировочные ножницы, стандартная расческа или расческа с хвостом, машинка для стрижки и фен. Отдельно хочется сказать о применении в таких парикмахерских кисти или губки для снятия стриженых волос с лица. Я не знаю, моют ли они эту кисть или губку, но мне становится страшно от мысли о количестве обработанных ими лиц.

Косметические средства представлены только шампунями и, как правило, относящиеся к категории масс-маркет.

Стоимость мужской стрижки в таких салонах от 200 до 400 руб. Услуга «Бритье» не предоставляется.

Мужской взгляд на парикмахерскиеПарикмахерские среднего класса. В них дела обстоят немного лучше. Салоны более чистые, опрятнее выглядит персонал. Подготовка мастеров выше и чуть лучше с разнообразием рабочего инструмента. К сожалению, качество подготовки мастеров тоже невысокое. Опять же, руководство позволяет себе брать на работу самоучек, которые не имеют никакого парикмахерского образования. В парикмахерских этой категории варианты стрижки более разнообразны, но мужчин стригут в основном шаблонно. Не во всех салонах, но в некоторых из этой категории стерилизуют рабочий инструмент, правда, не после каждого клиента, а когда об этом вспомнит мастер. В таком салоне тоже можно познакомить свое лицо с кистью или губкой для снятия волос с лица, которую очень редко обрабатывают или не обрабатывают вовсе.

Косметические средства представлены исключительно шампунями, как правило, относящиеся к категории масс-маркет, но уже иностранной.

Стоимость стрижки в таком салоне стоит от 500 и до 1000 руб. Услуга «Бритье» не предоставляется.

Мужской взгляд на парикмахерскиеПарикмахерские премиум класса. В них практически все в порядке с нормами и правилами СанПиНа. Мастера имеют хорошую подготовку и нет самоучек без соответствующего образования. Стрижки не шаблонные, но их лучше детально обсуждать с мастером и не забывать напоминать, что именно вы хотели.

С разнообразием рабочего инструмента все отлично и он стерилизуется после каждого клиента. К сожалению, редко, но встречается знакомая кисть, которую после вас ставят обратно на столик, а не отправляют в стерилизатор.

Помимо стандартных услуг, здесь предлагают бритье и оформление бороды. Во время мытья головы вас усадят в электромассажное кресло, а в период ожидания назначенного вам времени, работники салона могут предложить чай, кофе или игровую видеоприставку. Но все эти вариации сервиса, безусловно, зависят от салона, который вы выберете.

Из косметики в основном преобладают средства качественного европейского масс-маркета — Proraso, American Crew и Lock Stock&Barrel. В последнее время в некоторых салонах стала появляться продукция российской частной компании ALEKSANDROV.

В эту категорию входят и барбершопы. Стоимость стрижки в таком салоне стоит от 1200 руб. Стоимость бритья от 1500 руб.

Мужской взгляд на парикмахерскиеПарикмахерские класса люкс или эксперт. В этих салонах с вас будут сдувать пылинки, и исполнять многие ваши капризы. Будет обеспечен максимально возможный сервис. Мастера, обслуживающие вас — высокого класса (Expert) с максимальным набором рабочего инструмента. С соблюдением чистоты и нормами СанПиНа в салонах этой категории все отлично.

Также предлагается множество различных дополнительных услуг помимо основных. Индивидуальный подход к каждому клиенту непосредственно в салоне и выездное обслуживание. Широкий ассортимент премиальных косметических средств высокого качества по уходу за всем телом.

Цены начиная от 1500 руб. и выше. Цена вопроса зависит от уровня мастера, используемых средств и места оказания услуги. Выездное обслуживание самое дорогое и в этом случае о ценах стоит скромно умолчать.

Мужской взгляд на парикмахерскиеНемного о работе мастеров. Независимо от класса парикмахерской, но с оговоркой, что мастер имеет парикмахерское образование и стаж не менее года, есть несколько больших проблем.

Самая распространенная и вопиющая состоит в том, что мастера, особенно женщины, стригут, так как им хочется или под свое настроение. Это недопустимо! Если клиент объяснил чего он желает, то будьте добры выполнить его просьбу. Запомните: из мужчины вы должны сделать красавца! Не надо стричь всех под одну гребенку. Мастер должен совершенствовать свое мастерство, а не выполнять шаблонную работу подобно роботу.

Еще одна проблема, которая очень часто связана с первой. Говоришь мастеру, что стричь коротко не надо или просто необходимо подравнять. Но мастер либо не слышит, либо забывает о наказе клиента и стрижет так, как ему хочется. Уважаемые мастера и руководители салонов, хочу напомнить вам, что клиент может не оплачивать выполненную вами работу в том случае, если не были выполнены его указания или его скверно подстригли. Вы имеете все шансы не только не получить прибыль, но и потерять клиента и репутация вашего салона начнет падать. Не забывайте, что сегодня обиженный клиент может очень легко и быстро понизить вашу репутацию благодаря интернету.

Следующая проблема. Мастер обсудил все детали стрижки и даже предложил выбор косметических средств, но совершенно забыл, что клиенту желательно давать какие-то советы и рекомендации по уходу за волосами или бородой и обязательно необходимо рассказать, как правильно дома укладывать волосы, особенно если клиент сделал новую прическу. Вы профессионал своего дела и должны не только создавать красивый образ, но и консультировать.

Мужской взгляд на парикмахерскиеНе все могут много и интересно о чем-то говорить или рассказывать, но мужской мастер не просто должен, он обязан говорить со своим клиентом. Очень часто увлекательный разговор помогает простить клиенту ваши огрехи в стрижке.

Определенно разговор сближает, но не обольщайтесь и не заблуждайтесь. Вы должны четко помнить, что в кресле ваш клиент, а не закадычный друг. Стоит об этом забыть и, в лучшем случае вы потеряете своего клиента, в худшем случае, могут быть более серьезные проблемы.

Я очень часто замечал очевидное. Стоило мастеру дать определенную сумму в виде благодарности и он начинал считать, что вы его друг и можете закрывать глаза на погрешности. Устав от этого, я перестал это делать и просто оплачивал услугу согласно прайсу. Считаю, что руководителям салонов надо пересмотреть политику в отношении денежных благодарностей. В качестве альтернативы можно поставить каждому мастеру закрытый бокс для сбора денежной благодарности и эту сумму использовать для оплаты различных курсов или мастер-классов. Денежная благодарность портит мастеров и тем самым снижает репутацию салона.

Мужской взгляд на парикмахерскиеПримерно так обстоят дела в большинстве парикмахерских. У меня создается ощущение, что давно пора проверить все салоны страны и очень хорошо встряхнуть их руководство. Не исключаю, что, может быть, стоит ввести обязательную аккредитацию, где мастер будет раз в два года подтверждать свою квалификацию. Необходимо наводить порядок в сфере оказания парикмахерских услуг, убирать самоучек, не имеющих парикмахерского образования, закрывать салоны за нарушения правил и норм СанПиНа, возвращать мужские залы и мужских мастеров со всем спектром услуг.

Независимо от уровня салона, в нем должны работать обученные люди, которые говорят с вами на одном языке, чтобы не приходилось объяснять на пальцах чего клиент желает. Клиента должны слышать, понимать и вести с ним диалог. В салоне должны соблюдаться все правила и нормы СанПиНа. К клиенту должно быть должное отношение, а не такое словно он баран, которого привели на стрижку. Мастера должны создавать хорошее настроение и по-настоящему красивые мужские прически.

 

Автор статьи Роман Бакатуев